Цифровизация услуг проект, который имеет высокую социальную и экономическую значимость. Инструменты электронного учета снижают административные барьеры, экономят время граждан, упрощают процедуру оформления пособий и соцвыплат, получение согласований и разрешений. В России проект электронного правительства активно реализуется с 2014 года, за это время различные внедренные сервисы сэкономили гражданам нашей страны более 100 миллионов часов личного времени. В процесс вовлечены все регионы, для обеспечения доступа их населения к комфортным современным электронным площадкам и госуслугам. Президент Владимир Путин подчеркивал важность создания удобных электронных сервисов, для обеспечения гражданам страны оперативного доступа к социально значимым государственным и муниципальным услугам.
Системный процесс цифровой трансформации государственного управления и государственных услуг является неотъемлемой частью перехода к цифровой экономике, считает доцент кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС Камиль Рамазанов.
В этом процессе государство должно решить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, среди которых особо выделяются два вектора усилий: повышение доступности, удобства и качества оказания гражданам и организациям государственных услуг на основе комплексных цифровых решений и прикладных сервисов, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности и надежности цифровой инфраструктуры функционирования государственных органов и их информационных систем, защиты граждан от угроз в цифровой среде при взаимодействии с государством. Все последние решения государства так или иначе связаны с решением двух данных задач.
Так, решение Правительства России увеличить период бесплатного доступа к социально значимым сайтам в рамках программы "Доступный интернет" с 24 часов до 7 суток вне зависимости от баланса счета абонента позволит минимизировать цифровое неравенство и риски ограничения доступа граждан к экосистеме оказания государственных и муниципальных услуг, к ключевым ресурсам коммуникации и социального взаимодействия. На данный момент в перечне таких ресурсов портал "Госуслуги" и социальная сеть "ВКонтакте", а сама программа "Доступный интернет" реализуется всеми операторами связи, которые на своих ресурсах также размещают инструкции для граждан по получению доступа к указанным сайтам.
Введение обязательной процедуры двухфакторной аутентификации на "Госуслугах" также является важным решением, принятым в интересах безопасности граждан. Высокие темпы перехода к цифровому взаимодействию граждан с государством при оказании государственных услуг и концентрация чувствительных персональных данных в рамках цифрового профиля гражданина повышают и уровень угрозы информационной безопасности для государства и граждан. Как мы видим, масштабы кибермошенничества драматически растут во всем мире. И несмотря на то, что государство на системной основе занимается обеспечением защиты своих информационных систем от критических угроз безопасности, самым слабым местом в этой области отношений всегда остается именно человеческий фактор, уровень цифровой грамотности и ответственности человека за поддержание безопасности своих цифровых данных. Ежегодные исследования в области надежности пользовательских паролей граждан показывают, что парадоксальным образом, несмотря на увеличение уровня киберугроз, патерны действий жителей при создании личных паролей цифровых аккаунтов сохраняют тенденцию к упрощению, когда самыми распространенными паролями являются 12345 и подобные им. В этих условиях введение обязательного дополнительного этапа аутентификации для пользователей "Госуслуг", очевидно, поможет повысить уровень безопасности и защиты персональных данных граждан, а также разовьет их прикладную цифровую грамотность.
Наконец, третья важная тенденция заключается в развитии единой экосистемы цифровых сервисов государства и повышении их востребованности. При выстраивании интеграционной модели построения государственных информационных систем и платформенных решений государство использует также и микросервисный подход, когда граждане получают удобные прикладные государственные сервисы, функционирующие на основе цифрового профиля гражданина и решающие конкретные тематические области жизненных ситуаций, как, например, "Госуслуги.Авто". Наблюдающееся увеличение числа пользователей таких решений демонстрирует эффективность выбранного государством подхода к развитию государственных цифровых сервисов и соответствует общим трендам развития цифровых продуктов в мире, считает эксперт.
Источник фото: ru.freepik.com
Пресс-служба Поволжского института управления РАНХиГС
Оставить сообщение: