icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Духовицкое время
00:32
Понедельник, 23 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Публикуем письмо

12:24 13.05.2024 16+
Публикуем письмо, повествующие о событиях происходивших в Духовницком районе более ста лет назад.

Сообщенія изъ Епархіи.

Письмо сельской матушки о событіяхъ въ Николаевскомъ Уѣздѣ"

Послѣ полученнаго удара, еле собралась написать Вамъ. Отчасти Вы вѣроятно слышали, если только получили мое письмо, посланное съ солдатомъ, гдѣ я коротко описала происшедшее, больше я написать ничего не могла, т. к. и руки отказывались служить и голова изъ подъ такого удара была одурманенная. Вотъ уже 10 дней прошло, какъ страшная буря пронеслась и по другимъ селамъ, а мы до сихъ поръ опомниться не можемъ. То вдругъ слезы потекутъ рѣкой, то зарыдаешь, то встанешь на одномъ мѣстѣ, уставишься въ одну точку и не знаешь, что дѣлать, за что взяться, а то и хуже того бываетъ.... Предисловіе велико, ближе къ дѣлу.

Недѣли двѣ тому назадъ Липовскіе граждане избили до полусмерти комиссара и красногвардейца, возмущенные конечно ихъ незаконными дѣяніями и прятѣсненіями народа; это то событіе и дало поводъ большевикамъ ввести военное положеніе въ Липовскомъ районѣ. Изъ Николаевска посыпались декретъ за декретомъ съ всевозможными строгостями, гдѣ говорилось объ арестахъ и разстрѣлахъ тѣхъ лицъ, которые будутъ не подчиняться властямъ и оказывать сопротивленіе. Неповиновеніе власти оказывалъ негодующій народъ, а народъ руководится пастырями, поэтому большевики вывели такое заключеніе "что попы своими сказками возбуждаютъ народъ и заставляютъ неповиноваться властямъ. Это конечно была простая придирка къ духовенству, на которое большевики воздвигли жестокое гоненіе. Какъ громъ на голову, наѣхались красногвардейцы изъ Николаевска и другихъ селъ въ Липовку и всѣ на подборъ и кто же? Молокане, помороцы, старообрядцы и богоотступники, таковы были и ихъ руководители. Всѣхъ ихъ прискакало тысяча человѣкъ вооруженные, разъяренные и пьяные.

И вотъ началась расправа, кто только мало дѣло порядочный, справедливый, вѣрующій, тотъ и былъ битъ смертными побоями. Вызвали o. Протоіерся Перескопновскаго, ругали его матернымн словами и потомъ взяли въ арестанскую, гдѣ его били нагайками. А нагайки то обвиты проволками..... 20 ударовъ дали ему и велѣли нести пять тысячъ денегъ. Священника Казанской церкви схватили за волосы ударили объ полъ и тоже били немилосердно, требуя какой то крупной суммы денегъ. Мужиковъ сѣкли и били прикладами и массу отправили въ тюрьму, куда и угодилъ Яковъ Н. Щепотинъ, Назаръ Щеколковъ и др. люди самые труженники по сельскому хозяйству. Совершивъ свое гнусное дѣло, опричина сдѣлала набѣгъ на Духовницкое 16 февр., оцѣпила всѣ деревни, открыла стрѣльбу и начала свое кровавое дѣло... аресты, обыски, побои, это было въ пятницу, а въ субботу вечеромъ пришли вооруженные красногвардейцы и повели Сергѣя Ив. на сонмище, а потомъ пришли за мной и за діакономъ. Боже, что мы пережили?.... описать нельзя, знобъ беретъ при одномъ вспоминаньи!... Преторіей Пилата служилъ залъ барскаго дома, гдѣ мы еще такъ недавно были желанными и дорогими гостями, а теперь стояли преступниками, окруженными тысячей вооруженныхъ людей, звѣроподобныхъ, отрѣкшихся отъ Бога и правды Его.

Кругомъ ночь и мракъ залы, горитъ одна лампа, которая тускло освѣщаетъ лишь нѣкоторыя лица, тысяча вооружеяныхъ бряцаетъ оружіемъ и мы одни преступники безъ преступленія и виноватые безъ вины. Сколько насмѣшекъ, поруганій, сквернословій, обвиненія слишкомъ избиты и блѣдны предъ чистотою преступниковъ. Мы мало слушали ихъ бредни, а нашъ умъ былъ всецѣло направленъ къ Тому, Который ради нашего спасенія потерпѣлъ поруганія, заплеванія и заушенія. Картина суда одинакова. "Ты ли Христосъ Сынъ Божій?" спросили лукаво судьи, а насъ также лукаво выпытывали, большевики ли мы или нѣтъ? Перечту обвиненія: 1) попы затѣяли войну, попы отвезли золото въ Германію, между прочимъ и на насъ указали что мы 40 тысячъ золота возили въ Германію и когда мы сказали, что это ложь, то въ удостовѣреніе приводили мою болѣзнь, что я сходила съ ума отъ разстройства; далѣе попы учили молиться за царя, котораго мы (выразились сквернѣе сквернаго) упекли туда то и туда то, далѣе говорили о необыкновенной жадности поповъ, которые собираютъ капустой, огурцами и т. д. На что я возражала, что мы, проживая 17 лѣтъ, въ Духовницкомъ совершенно ничѣмъ, даже хлѣбомъ, дровами, лугами не пользовались отъ прихожанъ, о чемъ наши прихожане могутъ засвидѣтельствовать.

Когда кончились издѣвательства, то предсѣдатель сказалъ: "даете ли вы слово идти рука объ руку съ народомъ". Мы сказали, что отъ народа мы никогда не отказывались, жили и дышали одною жизнью", "нѣтъ вы дайте обѣщаніе", разговаривать много не приходилось, т. к. каждое слово сказанное противъ нихъ и за себя имъ не нравилось и предсѣдатель вынималъ саблю и говорилъ "замолчать!" Послѣ обѣщанія намъ были пожаты руки, а потомъ подошло дѣло и къ карману. "Идти съ народомъ это значить народу помогать, а поэтому пусть попѣ отдастъ 15 тысячъ, а дьяконъ 10 т... Когда мы стали говорить что такихъ денегъ никогда не имѣли, то съ насъ назначили 10 тыс., когда мы побожились на образъ Спасителя, то предсѣдатель сказалъ: "туда обращаться не смѣть, Его тамъ нѣтъ, мы этому не вѣримъ, всѣхъ обманываютъ попы". Но дѣло то въ томъ, что деньги то требовали наличными, а у насъ ихъ во всемъ домѣ набралось сто руб.., предлагали 1000 р. денегъ свѣчного завода, но они не взяли, предлагали, корову, амбаръ и это не надо, а надо имъ то, что легко кладется въ карманъ, подай наличными.... мы говоримъ берите въ банкѣ, а сколько у васъ, отвѣчаемъ 3 т. руб. въ военномъ заемѣ, на это предсѣдатель сказалъ: "слышите товарищи, попы давали деньги въ заемъ, что бы насъ били и доколачивали" ... возмущеніе толпы... Тогда арестовать его и повели его въ темную комнату, гдѣ набили биткомъ, ни сѣсть, ни лечь..., а меня отпустили.

Володя и одинъ знакомый красногвардѣецъ еле довели меня подъ руки и такъ началась для меня мучительная ночь, а дома въ трое сутокъ мы кормили 100 человѣкъ, и если бы не мои дорогіе сыновья и Костя братишка, то я кажется сошла бы съ ума, вѣдь живемъ безъ прислуги, каково было на всѣхъ сготовить, наша кухня была подобна трактиру, гдѣ собирались то обѣды, то чаи, ѣли пили безъ благодарности Богу и хозяевамъ. Да ужасная была для меня ночь, я то ходила, то металась на кровати отъ необыкновеннаго сердцебіенія, то падала на колѣни предъ образомъ Царицы Небесной нашей заступницы, скорѣе проходятъ годъ, чѣмъ эта зловѣщая ночь.

Въ 4 часа я услыщала ударъ колокола въ Хвалынскѣ и сердце мое дрогнуло, тамъ служатъ, а нашъ храмъ остался сиротой, вдругъ слышу тихіе шаги по помосту, а потомъ и тихій стукъ въ дверь, шаги знакомые и стукъ знакомый, когда ночью Сергѣй Ив. возвращалая изъ прихода, то что бы не пугать меня всегда такъ тихо стучалъ въ дверь. Отпираю входитъ, осунутый, дѣти вскочили, Женичка закричала отъ радости, всѣ бросились его цѣловать, а я опять залилась горькими элезами. Пока онъ сталъ умываться и собираться я стала все готовить къ печи, все сготовила для гостей и пошла хоть къ концу обѣдни и пришла тогда когда вся церковь стояла на колѣняхъ плакала навзрыдъ, а пастырь не могъ совершенно читать молитву Пресвятой Богорицѣ на "Высшей".

Какъ только напился онъ чаю, то восемь вооруженныхъ кр. гв. пришли и опять повели ихъ съ дьякономъ. "Ну понъ сколько принесъ денегъ? 100 р. отв., а ты дьяконъ? - ничего. "Арестовать". А рядомъ съ комнатой палачи сѣкли народъ, слышались стоны и крики, а когда выходили палачи, то говорили, что теперь будемъ пытать поповъ. Вотъ что мы вынесли, выстрадали. Сильно избили Н. А. Соплякова, который только что вернулся съ фронта. Дьяконъ освободился на сутки раньше, а Сергѣй Ив. ночевалъ еще ночь, благодаря тому-что книжка забыта была въ банкѣ. Весь кагалъ упившись кровью и деньгами, спѣшно собралея въ другія села, гдѣ тоже самое ими выдуманъ былъ бунтъ, или какъ они называютъ «саботажъ», а теперь сѣкутъ Балаково.

Были въ Новотулкѣ избили свящ. Ивана Егоровича Ѳеопемптова, а свящ. Протасова такъ били, что едва ли встанетъ. Проломили ему голову, весь опухъ, отекъ, харкаетъ кровью, его уже пособоровали: Сегодня у насъ былъ изъ Березовой Луки о. Григорій Смирновъ и передавалъ. Духовенство все въ Паникѣ. Мы теперь всѣ сидимъ и никто ни къ кому не заглядываетъ, такъ что о. Смирнову, который былъ у насъ сегодня на ревизіи свѣчной лавочки, мы были ужасно рады, хоть подѣлиться своими горями. Раньше насъ собиралъ и объединялъ благочинный Перекопновскій, да и Липовка лежитъ центрально, а теперь у насъ благочинный изъ дьяконовъ, а Николькое лежитъ далеко, такъ что ни свѣдѣній, ни распоряженій никакихъ не получаемъ и ѣхать туда не рука. По поводу всего происшедшаго у насъ былъ разговоръ съ от. Смирновымъ, который уже говорилъ съ сосѣдями священниками, какъ быть намъ и что дѣлать? Гдѣ искать защиты и знаетъ ли нашъ Архипастырь о всемъ томъ, что происходитъ? Пастырскія собранія намъ теперь собирать немыслимо -засѣкутъ, и такъ жить, какъ мы сейчасъ живемъ - невозможно. Ввиду этого мы, усердно просимъ Васъ устно сообщить Владыкѣ обо всемъ, а если нѣтъ Владыки, то хоть консисторіи. Быть можетъ пришлютъ какое либо воззваніе къ народу, что бы онъ защищалъ своихъ пастырей отъ нападковъ сектантовъ и иновѣрцевъ, вѣдь они судили насъ.

Предсѣдатель, по словамъ Смирнова, Березовскій поморецъ, но хуже того богоотступникъ. По мнѣнію священниковъ мѣравоздѣйствія на прихожанъ будетъ удобна слѣдующая: "отозвать пострадавщихъ священниковъ въ Самару на нѣкоторое время, что бы дать почувствовать отсутствіе священника и что бы прихожане сознали, насколько плохо проводить праздники безъ службы и требы исправлять будетъ затруднительно. Просимъ Васъ, дорогіе Самарскіе пастыри, тоже помочь вамъ чѣмъ можете, своими совѣтами, своимъ сочувствіемъ. Дѣло въ томъ что въ сельскихъ то совѣтахъ сидятъ самые отборные люди въ плохомъ смыслѣ. Вотъ только что отдали мы 500 р. какъ чрезъ три дня понадобились 15 р.. потомъ 10 р., потомъ 6 руб. теперь требуютъ 100 руб., а чрезъ недѣлю быть можетъ засѣкутъ и отнимутъ послѣдній кусокъ. Ясно, что совѣты имѣютъ предписанія давить духовенство. Теперь говорятъ, что будутъ брать съ церковныхъ домовъ, т. е. мы должны будемъ платить за квартиру, но гдѣ же брать. Ни одинъ кузнецъ не накуется на большевитскіе расходы. Получили извѣщеніе о томъ что дѣти приглашаются въ семинарію въ Саратовъ, а денегъ не добьешься. Предварительнаго взноса 200 руб. да долгу за нами 50 р., да просятъ до Николаевска 50 руб. довезти, да до Саратова билетъ. Вѣрно и не кончатъ дѣти. Вотъ какъ, мои дорогiе, и не придумаешь какъ жить и куда приприклонить голову, хоть бы уѣхать куда на мѣсяцъ на два, что то все опротивѣло.

Источник: Самарские Епархиальные Ведомости № 11-12. Июнь месяц 1918 года.

1181

Оставить сообщение: